Персона дня

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Татьяна Алексеева

Проблемы местных бюджетов, которые неизбежно возникают в условиях нестабильности в экономике, а это и ускорение инфляции, и замедление темпов экономического развития, и другие факторы, приводят к снижению наполняемости бюджетов. Председатель комитета финансов администрации Братска Татьяна Алексеева считает, что в сложных экономических условиях особенно важно обеспечить сбалансированность и платежеспособность бюджета, так как от этого напрямую зависит стабильность в обществе: устойчивая работа учреждений, вовремя выданная заработная плата и другие обязательства, обеспечивающие жизнедеятельность города.

- Татьяна Евгеньевна, в чем суть принятого мэром города 29 января постановления «О мерах по обеспечению сбалансированности бюджета города Братска в 2016 году»?

- Это комплексный, структурированный план действий, направленный на обеспечение стабильности в бюджетном секторе экономики. Документ достаточно конкретизированный, чтобы по каждой позиции можно было провести оценку эффективности того или иного мероприятия. В нем дано задание всем главным распорядителям бюджетных средств на разработку ведомственных планов повышения эффективности бюджетных расходов в отраслях.
Сегодня процесс разработки мероприятий завершен, и вся информация предоставлена в комитет финансов с указанием конкретного экономического эффекта от оптимизационных мер. Эти меры в рамках однолетнего бюджета, конечно, большей частью являются оперативными мерами реагирования на вызовы экономического кризиса, и, несмотря на крайне напряженный бюджет, позволяют в полном объеме и своевременно исполнять бюджетные обязательства.

- Каковы эти мероприятия?

- Условно их можно разделить на три блока.

Первый блок представляет собой систему мер, направленных на увеличение доходов бюджета. Это и администрирование, и межведомственное взаимодействие, в том числе по актуализации налогооблагаемых баз и полноте включения в налогооблагаемый оборот объектов, усиление претензионно-исковой работы, направленной на снижение недоимки в бюджет. Очень кропотливая работа. Но ее системность и целенаправленность безусловно приносит свои результаты. Рассчитываем, что мероприятия этого блока позволят привлечь в бюджет дополнительно порядка 40 млн. руб.

Второй блок - это направления повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе и их оптимизация. Ключевые направления оптимизации следующие.

Во-первых, это расстановка приоритетов в расходах (заработная плата, платежи в социальные фонды, социальные выплаты, коммунальные услуги, расходы связанные с содержанием городской инфраструктуры и т.д.).

Во-вторых, сокращение расходов на систему муниципального управления за счет оптимизации структуры и жесткого лимитирования затрат на ее содержание. Мэром принят ряд документов, направленных на сокращение расходов на управленческий аппарат (командировочные расходы, лимиты на ГСМ, связь и конечно снижение расходов на оплату труда муниципальным служащих). Превентивные меры позволяют сократить расходы на аппарат на сумму более 30 млн. руб., в том числе на оплату труда - 26 млн. руб.

В-третьих, экономия за счет системы муниципальных закупок, в том числе отказы от закупок товаров и услуг повышенной комфортности.

За счет мер по предотвращению завышения начальной цены закупок и расширения практики совместных торгов рассчитываем на экономический эффект порядка 45 млн. руб.

В бюджетной сфере вектор мероприятий также направлен на оптимизацию штатных структур в учреждениях, на ограничение увеличения штатной численности, стимулирование учреждений к развитию приносящий доход деятельности, внедрение аутсорсинга. При ухудшении ситуации в экономике могут быть предприняты более жесткие меры. Этот комплекс мер по сокращению издержек позволит получить экономический эффект в сумме более 50 млн. руб.

Третий блок - выстраивание эффективной долговой политики в 2016 году и в среднесрочной перспективе. С полной ответственностью должна сказать, что очень взвешенно выстраивается долговая политика.
В 2015 году муниципальный долг увеличился на 150 млн. руб., обеспечив при этом участие города в государственной программе по переселению из ветхого и аварийного жилья, привлечено при этом за 2015-2016 года около 3 млрд. руб. из федерального и областного бюджетов.
Заемные средства привлечены исключительно для финансирования инвестиций и рефинансирования имеющегося долга.
В 2015 же году установлены показатели долговой устойчивости бюджета города Братска, которые значительно ниже предельных значений, установленных Бюджетным Кодексом РФ.
Напомню, на 2016 год бюджет принят с дефицитом 4,2 % или 81 млн. руб. и покрывается за счет собственных ресурсов, т.е. остатков на текущем счете бюджета на 1 января 2016 года. В 2016 году роста муниципального долга бюджетом не предусмотрено.
Управление муниципальным долгом также требует реализации мероприятий, направленных на оптимизацию издержек по обслуживанию долговых обязательств.
Замещение дорогих кредитов более дешевыми, использование внутренних ресурсов для обеспечения краткосрочной ликвидации счета бюджета, использование платежного календаря и другие меры – все это позволяет сокращать расходы на обслуживание долга.
Досрочное погашение коммерческих кредитов, более низкая ставка по привлеченным кредитам, уже за два месяца текущего года сэкономили более 20 млн. руб. бюджетных денег.

- Какие выводы можно сделать?

- Повторюсь и еще раз сделаю акцент на том, что в силу сложности ситуации для бюджетов всех уровней, осуществлен переход к однолетнему бюджету, и поэтому меры реагирования в большей степени носят оперативный характер с быстрым и определенным результатом, эффектом. Но оперативность не исключает системности этих мер.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы: все эти направления, применение комплекса мер, использование всех инструментов позволяют не только обеспечивать сбалансированность и платежеспособность бюджета, но и улучшать бюджетные параметры.

- Несколько слов о системной работе.

- Наряду с оперативными мероприятиями необходима и, безусловно, проводится системная работа, направленная на укрепление бюджета в среднесрочной перспективе и выстраивание бюджетной стратегии. Бюджет однолетний, но программы формируются и принимаются на 3-5 лет, и необходимо иметь оценку финансовых перспектив в обозрении этого периода и дальше.
В этом направлении максимально задействованы все возможные рычаги: депутаты всех уровней, использование общественных площадок (различные ассоциации: муниципальных образований Иркутской области, Сибирских и Дальневосточных городов, Союз городов Заполярья, сообщество финансистов России), где обсуждаются системные проблемы местных бюджетов, вырабатываются консолидированные решения, мнения, рекомендации для органов государственной власти.
Безусловно, ведется работа с органами государственной власти Иркутской области в части законодательной инициативы, направленной на укрепление местных бюджетов, а также совершенствование межбюджетных отношений, на создание стимулов к росту доходного потенциала.
Назову несколько цифр: 242 млрд. руб. - плановый объем валового продукта города Братска на 2016 год (примерно 230 млрд. руб. - 2015 год). 1,4 млрд. руб. - налоговая отдача в бюджет города. Вместе с тем только за 2015 год в консолидированный бюджет области перечислено 11 млрд. руб. налоговых доходов. По многим доходным источникам темпы роста превышают среднеобластные показатели. Я это говорю только для того, чтобы было понятно, что система межбюджетных отношений не содержит фискальных стимулов, а направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, независимо от вклада. Поэтому только системность и последовательность в этой работе, а также консолидация усилий могут принести результат.
Работа такой направленности не приносит быстрого результата (эффекта), но она крайне необходима, потому что сегодня состояние экономики территории и ее развитие слабо увязаны с бюджетом.

Беседовал Максим Чуласов, пресс-служба администрации города Братска

 
вверх